понедельник, 16 апреля 2012 г.

Заседание №4 (21 апреля 2012)


Глава 5. Общее понятие о качествах Бога

1. Пришла пора задуматься о слове, которое я уже неоднократно употреблял, но не объяснил, почему остановил на нем свой выбор. Это слово «качества» в словосочетании «качества Бога».

Этим словом я перевожу английское слово «attributes», которое означает… В том-то и проблема, чтобы подобрать адекватное русское слово.

Вариантов по крайней мере три. Можно пойти по пути наименьшего сопротивления и позаимствовать слово из английского языка. Получается «атрибуты Бога». Кстати, эти слово более или менее прижилось в устной русской речи. Но я не люблю заимствованные слова: если можно заменить иностранное слово русским, то лучше так и сделать. Кроме того, по крайней в моем сознании, слово «атрибуты» звучит как канцеляризм и обладает странными коннотациями, типа «пионерские атрибуты» (галстук, барабан и т.д.) Помимо моих эстетических соображений есть существенное возражение Беркхофа. Он указывает на то, что этимологически слово «атрибут» подразумевает добавление чего-либо кому-либо. Получается, что мы добавляем какие-то характеристики к сущности Бога, тем самым разделяя сущность и эти характеристики. А это неправильно, ведь сущность и качества Бога тождественны, как мы выяснили в прошлый раз.

Ну вот, я не могу обойтись без слова «качества». Это второй вариант. Третий вариант – «свойства». Слово «свойство» традиционно. Например, его использует в православном догматическом богословии архиепископ Макарий (Булгаков). Это же слово используется в русском переводе систематического богословия Эриксона. И все же я склоняюсь к слову «качества». Вот по каким соображениям.

Мы говорим о качествах человека и о свойствах предмета. «Качества» указывают на нравственные характеристики человека, а «свойства» - на «неодушевленные» признаки изучаемого объекта. И то, и другое слово можно применить к Богу. Любовь Бога – это качество, а вездесущность – свойство. Но нужно одно, а не два слова. И, мне кажется, лучше выбрать слово с личностными, а не с «неодушевленными» коннотациями. Говоря о свойствах Бога, мы, говорим о Боге, словно, об объекте  исследования. Говоря же о качествах Бога, мы постоянно напоминаем себе о личностной сущности Бога. Поэтому я призываю говорить не об атрибутах и не о свойствах, а о качествах Бога.

Вы согласны со мной?

2. У терминологических трудностей есть начало, но у них нет конца. Вот что делать со словом self-existence?! Самосуществование? Безначальность? Независимость?

3. Классификация качеств Бога на непередаваемые и передаваемые небезупречна, но лучшее из того, что есть. Сделать вид, что классификация вообще не нужна? Но мы все равно ее будем проводить, поэтому лучше отдавать себе отчет в том, по какому признаку мы ее проводим.


Глава 6. Непередаваемые качества

1. Мы часто употребляем слово «абсолютный». Например, мы говорим об абсолютном совершенстве Бога. Что мы имеем в виду? Я подозреваю, что слово «абсолютный» стало в каком-то смысле словом-паразитом, мы используем его, когда хотим сделать свою речь более выразительной. «Абсолютное совершенство» Бога на самом деле означает «очень совершенное совершенство» Бога. Таким образом, «абсолютный» в лучшем случае – это усилительная частица. Беркхоф обращает наше внимание на то, что слово «Абсолют» - это философский термин и имеет вполне определенное значение у Гегеля: тождественность бытия и сознания. Мой вопрос такой: в свете философского значения этого слова, можем ли мы использовать это слово и производные от него в богословии? Если да, то какой смысл в него можно вложить?

2. Беркоф выделяет четыре непередаваемых качества Бога: самосуществование, неизменность, бесконечность и единство. В связи с этими качествами возникает по крайней мере пара классических (а значит, неразрешимых) проблем:

- Бог и время. Следует ли понимать вечность Бога так, что Он находится вообще вне времени, или вечность – это время Бога, аналогичное времени человека?

- Неизменность Бога и творение, боговоплощение, примирение. В частности: если Бог не меняется, тогда не меняется Его отношение к нам? Его гнев не сменяется любовью и прощением после того, как мы уверовали?

Пожалуй, все. Добавляйте еще что-нибудь в повестку дня, место есть!





Комментариев нет:

Отправить комментарий