понедельник, 16 апреля 2012 г.

Спор о причастии


А не тряхнуть ли нам стариной!? А не подискутировать ли нам о присутствии Христа в хлебе и вине? Кальвин между прочим об этом написал чуть ли не больше, чем о предопределении.
Я не смог удержаться от искушения вставить в свой блог материал, не имеющий прямого отношения к клубу.
Ниже ключевой отрывок от записей Алексея Прокопенко (Самара) в ЖЖ по поводу причастия. Я высказал свои критические замечания. Алексей великодушно мне ответил. Ну и я ответил еще раз.
Длинновато. Но поучительно (в первую очередь для меня самого).


Алексей Прокопенко
Значимость причастия для современных верующих
a.            Причастие – это Божье установление

  1 Кор. 11:23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал
Никаким Божьим установлением нельзя пренебрегать. Если Господь повелел нам совершать причастие, то мы должны это делать.
b.            Причастие напоминает о Христе

  1 Кор. 11:23б-25 …что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
  Лук. 22:19 …сие творите в Мое воспоминание.
Люди склонны к забывчивости. Даже самые важные вещи они нередко забывают и искажают. Поэтому Господь учредил то, что будет напоминать нам о самом важном – о Нем Самом.
Причастие создает благоприятную атмосферу для того, чтобы поклоняться Христу за то, каков Он есть и что Он для нас сделал.

c.            Причастие удерживает внимание нашей веры на искуплении

  1 Кор. 11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете
Христос знал о грядущем соблазне для Церкви упразднить Крест, «дополнив» его чем-то другим. Например, обрядностью (напр., обрезанием – Фил. 3:2-3), мистикой (поклонением ангелам – Кол. 2:18), философией (Кол. 2:8) или надеждой на свои добрые дела (Рим. 3:20).
Совершая причастие, настоящие верующие «смерть Господню возвещают» – то есть провозглашают, что наше спасение не в делах закона, обрядах, мистическом опыте, а в искупительной жертве Христа.
d.            Причастие устремляет наш взор в будущее

  1 Кор. 11:26 …смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
  Матф. 26:29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
Когда мы принимаем причастие, мы вспоминаем не только о том, что Христос совершил в прошлом, но и о том, ради чего Он это совершил. Он отдал за нас Свою жизнь, чтобы привести нас на небеса. Когда Он придет, наше ожидание завершится и наши надежды исполнятся: мы будем радоваться и веселиться на брачной вечере (праздничном ужине) Агнца. «Последняя вечеря» сменится «брачной вечерей».
Любопытно заметить, что весь период церковной истории как бы заключен между двумя "вечерями" (ужинами) -- Последней вечерей и брачной вечерей Агнца. Между ними мы повторяем символическую вечерю -- причастие, -- которая соединяет между собой первое и второе.
e.            Причастие есть средство освящения верующего

  1 Кор. 11:27-28 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Причастие заставляет верующего проверять свое сердце самым серьезным образом, чтобы не быть виновным против Тела и Крови Господних.
Илл.: Одна из самых прекрасных статуй Христа принадлежит мастеру Торвальдсену. После того как он изготовил свой шедевр, ему предложили очень крупное вознаграждение за то, чтобы изваять статую Венеры для французского дворца – Лувра. На это он ответил: «Рука, которая прикасалась к телу Христову, никогда не прикоснется к языческой богине».
Действительно, чувство ответственности, которую накладывает на нас причастие, заставляет нас очищать свою жизнь от всякого греха.
f.             Причастие придает христианам силы в духовной борьбе

  Евр.12:3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Послание к евреям призывает нас укрепиться через размышление о Претерпевшем. Именно это происходит во время причастия: мы помышляем о Претерпевшем такое поругание от грешников. Через это мы получаем подкрепление для нашей души.
g.            Причастие вселяет в нас уверенность в освобождении от суда

Иудейская пасха напоминала израильтянам о том, как Бог искупил их через кровь жертвенного животного:
  Исх. 12:27 Это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и дома наши избавил.
Как мы помним, вечеря Господня была основана на иудейском пасхальном ужине. Однако Христос дополнил его новым содержанием. Причастие напоминает нам о том, как Бог искупил нас через Кровь Христа:
  1 Кор. 5:7 Пасха наша, Христос, заклан за нас.

i.            Причастие напоминает нам о нашей ответственности перед церковью

  1 Кор. 10:17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.




Моя реакция
1. "Причастие удерживает внимание нашей веры на искуплении." - Да, точно, я тоже так думаю.

2. "Причастие есть средство освящения верующего". Может быть. Смотря в каком смысле. Ты поясняешь: "Причастие заставляет верующего проверять свое сердце самым серьезным образом, чтобы не быть виновным против Тела и Крови Господних." И это уже, конечно, слабо. Таким освящением мы можем заниматься и без причастия. Кроме того, создается впечатление, что освящение происходит главным образом в результате самоанализа, что, как ты и сам понимаешь, в корне неверно.

3. "Причастие придает христианам силы в духовной борьбе". Не совсем ясно, чем духовная борьба отличается от освящения. Но это мелочи. Главная проблема все та же. Ты говоришь: "Мы помышляем о Претерпевшем такое поругание от грешников. Через это мы получаем подкрепление для нашей души." Получается, что когда мы сами собой мысленно разговариваем, у нас появляются духовные силы. Опять же: при чем здесь причастие. Но еще важнее: разве не Бог говорит с нами через символы причастия?! Разве не Бог дает посредством причастия силы для освящения и духовной борьбы? Но твои формулировки основное внимание уделяют нашим действиями по время этого обряда. А что делает Бог? Какова роль Святого Духа? Возможно, я не внимательно читал, но об этом было сказано очень мало.

4. Наконец, после прочтение твоих текстов остается впечатление, что есть только две точки зрения на реальное присутствие Христа в причастии: католическое (лютеранское) и баптистское. Но ты ведь прекрасно знаешь, что Кальвин предлагает не впадать в упрощенные построения этих двух точек зрения и считает, что Христос реально присутствует силой Святого Духа. Я считаю, его позицию нельзя обходить молчанием. Она сложна, но тем и хороша! Она требует анализа и осмысления.

5. Вдогонку п. 4. Необходимо более четко показать связь между проповедью и причастием. Тогда станет ясно, кто и почему должен преподавать Вечерю.



Ответ Алексея Прокопенко

Слава, спасибо за твои комментарии! Дискуссия с тобой всегда полезна и приятна!

1. Отлично!

2. В принципе, в отношении любого средства освящения, предусмотренного Богом, можно сказать, что освящением мы можем заниматься и без оного. Проповедь? Можно и без нее. Молитва? Гипотетически, можно сделать акцент на чем-то другом. Насколько я понимаю, Господь установил целый ряд средств, которые участвуют в нашем освящении, однако это не значит, что мы должны пренебрегать какими-то из них ради предпочтения к другим. Зачем говорить глазу: "Ты мне не нужен, потому что ты не нога"? (по аналогии со словами Павла).

Я не вполне понимаю, к чему ты клонишь, когда отвергаешь как неверную ту идею, что "освящение происходит главным образом в результате самоанализа". Я думаю, что ты, конечно, не хочешь противоречить словам Писания: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим. 4:16). А раз ты не хочешь им противоречить, то я не совсем понял, чего ты хочешь достичь, отвергая "вникание в себя".

3. Духовная борьба и освящение -- это две стороны одной медали. Это взаимно пересекающиеся, но все-таки не совпадающие понятия. "Освящение" делает акцент на отделении от греха, а "духовная борьба" -- на преодолении трудностей. Не всякая трудность является греховной. И не всякое отделение от греха сопровождается преодолением каких-либо скорбей.

Не когда мы сами с собой мысленно разговариваем, а когда мы размышляем о страдающем Христе. Ты же сам процитировал текст: "Помыслите о Претерпевшему такое над собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими". Причинно-следственная связь в этом стихе очевидна. "Помыслите... чтобы..."

При чем здесь причастие? -- При том, что во время причастия мы именно этим и занимаемся: помышляем о Претерпевшем такое над собою поругание от грешников.

Данные формулировки, как ты понимаешь, не исключают действия Святого Духа. Подразумевается, что любые благодатные средства прилагаются к нашей душе через служение Святого Духа.

4. Точку зрения Кальвина я намеренно обошел стороной, сосредоточившись на полемике с пресуществлением и сосуществованием. Когда я читал Кальвина на эту тему, у меня особо больших претензий не было, кроме того, что это лишь гипотетическое философское построение, не основанное непосредственно на Писании. Кальвин возражает против Цвингли прежде всего потому, что усматривает у Цвингли умственно-созерцательный, рациональный подход. Но в этом мне близок Пайпер, который делает акцент на наслаждении Христом. То же самое, на мой взгляд, можно применить и к причастию: в причастии мы не просто умственно соглашаемся с тем, что Христос умер за наши грехи и воскрес, -- мы всей душой и сердцем наслаждаемся Христом так, как голодный человек наслаждается хлебом.

5. Как бы ты показал связь между проповедью и причастием и какой бы вывод сделал в отношении того, кто и почему должен преподавать Вечерю?




Мой ответ на ответ Алексея

Леша, спасибо, что нашел время на обстоятельный ответ.

Вместо того, чтобы отвечать по пунктам, я изложу кратко свое понимание Вечери. Идея в общем-то украдена у Кальвина и искажена более современными ветроучениями.

Главное, что происходит в жизни христианина (да и в жизни всего мира) - это то, что Бог говорит с ним. Говорит не мистически, не через религиозное самосознание, не через самоанализ, а через Христа и совершенное им искупление (Евр.1). О Христе и искуплении мы узнаем из богодухновенного свидетельства Писания, которое мы понимаем и принимаем верой благодаря действию Святого Духа.

Обрати внимание: вся Троица обязательно принимает участие в говорении Бога с нами (Еф. 1) Но мы на самом деле не знаем, что делать с ролью Святого Духа, поэтому он остается в тени, о нем упоминается только, когда нужно говорит конкретно о третьем лице Троицы.

Так вот о роли Святого Духа.
1. Только благодаря внутреннему свидетельству Святого Духа (internum testimonium spiritus sancti) мы принимаем Писание как истину и слово Божье.
2. Только благодаря действию Святого Духа Писание продолжает звучать для нас как слово Божье.
3. Только благодаря Святому Духу наши проповеди Писания имеют воздействие на слушателей, как неверующих, так и верующих.
4. Святой Дух совершает наше освящение посредством Слова (1 Ин. 1 - об очищении словом).
5. Поэтому главным инструментом нашего освящения (духовной борьбы) является проповедь Евангелия. Почему? Потому что именно в проповеди Евангелия Бог говорит с нами во Христе посредством Духа. Это воздействие Троицы на наш разум и сердце и является главным фактором освящения.

О связи причастия и проповеди. С этим согласны все реформаторы: причастие видимая проповедь. Другими словами, функция причастия ничем от проповеди не отличается. Различие только в форме. (Это, кстати, помогает определить, кто может проводить причастие. Причастие проводит тот, кто проповедует. Соответственно, если проповедуют все братья - то ничто не мешает всем браться проводить Вечерю. Если проповедует только пастор, значит только пастор проводит Вечерю.)

И поскольку, как я объяснил, главным действующим лицом в проповеди является Бог, то же относится и к причастию. Во время Вечери Бог воздействует на нас также, как Он воздействует через проповедь. Святой Дух делает присутствие Христа реальным для нас, как в проповеди, так и в Вечере. Поэтому мало говорить о "вспоминании" - это действие человека. Идет речь о действии Бога. Никаким воспоминанием, никакой молитвой Христос не сможет реально присутствовать среди нас. Это дело исключительно Святого Духа, действующего через проповедь Евангелия.

Ты можешь сказать: "Так разве не об этом я и написал?" Справедливый вопрос. Но дьявол кроется в деталях. В твоей презентации учения о причастии акцент падает на действия человека, а не на действие Бога. Движение происходит снизу вверх. Хотя на самом деле движение всегда происходит сверху вниз, от Бога к человеку. Спасение, в том числе и освящение, совершается в первую очередь Богом (хотя участие и ответственность человека я, конечно и отличие от Уочмана Ни, не отрицаю).

Боттом лайн такой: в твоем учении о причастии не хватает серьезного богословского представления о роли Святого Духа. Средство улучшения одно: Кальвин. И поверь, его учение совсем не "лишь гипотетическое философское построение, не основанное непосредственно на Писании". Напротив, если кто-то и постарался положить в основу учения о причастии Писание, так это "диктатор Женевы".

PS Надеюсь, ты привык к моему чрезмерно экспрессивному стилю. Это не наезд на тебя лично. Просто невозможно вести богословские дебаты без "огонька".





5 комментариев:

  1. Ответ Алексея

    Слава, прости, что я все же по пунктам... :-)))

    1. О роли Святого Духа. Я согласен с твоими пятью пунктами. Только, прости уж, не могу принять твоего обвинения, что в предложенном выше учении о причастии не хватает представления о роли Святого Духа. Оно подразумевается. Пойми меня правильно: я верю, что Дух Святой участвует во всех аспектах нашей духовной жизни. Однако это не значит, что, говоря на любую тему, нужно обязательно свести ее к роли Духа Святого. Я думаю, вряд ли ты сам так делаешь. Покажи мне хоть один учебник по систематическому богословию, в котором бы каждая глава отводила центральное место Духу Святому. Такого просто нет! Да это и излишне. Хотя все евангельские христиане понимают, что Дух Святой играет центральную роль в жизни христианина.

    2. О разнице в наших с тобой подходах. Твой подход -- подход теоретическо-философского богословия, которое оперирует абстрактными категориями, но, к сожалению, в отрыве от Писания. У меня же подход другой. Не знаю, заметил ли ты или нет, но я иду непосредственно по тексту Слова Божьего. Я прохожу стих за стихом соответствующий отрывок из 1-го Коринфянам, главная тема которого -- как раз Причастие. Что говорит Бог -- то воспроизвожу я. Поэтому, упрекая меня, что в моем изложении не хватает чего-то существенного, ты, фактически, упрекаешь Бога, что Он упустил в данном тексте написать о чем-то важном, о чем непременно должен был бы написать. То же самое касается и движения "сверху вниз" или "снизу вверх". Как пишет Павел, так я и написал. Если у него было "снизу вверх", то это отражено и в моем конспекте. При этом я, разумеется, не отрицаю важности движения "сверху вниз". Просто в Писании (а значит, и за кафедрой) есть место и тому, и другому аспектам.

    Разница подходов на первый взгляд может показаться несущественной, однако я считаю ее довольно-таки важной. У Уолтера Кайзера есть хорошая книга -- Toward an Exegetical Theology. Я думаю, ты ее, конечно же, читал. Основной тезис его книги очень даже правильный: наше богословие должно быть экзегетическим, то есть оно должно выводиться из экзегезы Писания. Наша богословская система должна проверяться, уточняться и реформироваться экзегезой, а не наоборот.

    3. О сходстве между причастием и проповедью. С твоим тезисом я могу согласиться лишь отчасти. Действительно, у причастия и проповеди есть общая цель -- "возвещение" и "напоминание". Однако достигают этой цели причастие и проповедь по-разному. Во-первых, проповедь вербальна, тогда как причастие невербально. Поэтому проповедь воспринимается более объективно, а причастие -- более субъективно. Во-вторых, проповедь конкретна, тогда как причастие символично. Без проповеди смысл причастия остается непонятным и часто превратно толкуется. В-третьих, проповедь гораздо шире по своему тематическому разнообразию, тогда как причастие сфокусировано на одной ключевой идее. В связи с этим проповедь передает "все, что [Христос] повелел [нам]" (Матф. 28), тогда как причастие возвещает лишь одну идею. В-четвертых, для спасения проповедь совершенно необходима, а причастие -- нет. Сказано, что "благоугодно было Богу юродством проповеди", а не "юродством причастия" спасти мир (1 Кор. 1). Разбойник на кресте не мог бы спастись без истины о Христе, однако он спасся без причастия.

    Однако я полностью согласен с тобой в том, что "Дух Святой делает присутствие Христа реальным для нас, как в проповеди, так и в Вечере".

    4. О том, кто может проповедовать и кто может совершать вечерю. Если нести провозвестие о жертве Христовой призван каждый христианин (включая женщин), значит ли это, что и совершать причастие может каждый христианин, включая женщин? Сразу замечу, что я не набиваюсь на спор в данном пункте. Более того, у меня самого нет заранее сформулированной позиции по этому вопросу -- я достаточно открыт в этом аспекте. Мне просто хочется уточнить твою точку зрения.

    ОтветитьУдалить
  2. МОЙ ОТВЕТ

    Леша,

    Как говорил Лютер Эразму: Дорогой Эразм, благодарю тебя за то, что ты споришь со мной о главном, а не о второстепенном.

    Твой последний пост хорош тем, что в нем ты говоришь о различиях в наших предпосылках. Разногласия в подходе к причастию - лишь симптом.

    Ты беззаветно веришь в правильность своей экзегезы. Не допускаешь мысли, что на нее могут определяюще влиять богословские (и философские!) идеи, которые ты усвоил ранее. Тебе не приходит в голову мысль, что в своей экзегезе ты лишь воспроизводишь устоявшуюся богословскую традицию. Но верна ли она? На этот вопрос можно ответить лишь сравнивая ее с альтернативными евангельскими традициями.

    И это мой метод, как ты правильно заметил, но неправильно навесил на него ярлык "философско-теоретический".

    Я лишь призываю к критическому анализу собственного мышления. Не бывает "чистой" экзегезы. Ты, как без пяти минут профессиональный ученый, знаешь, что теория определяет интерпретацию опытных данных. Нет "просто" фактов. Точно так же нет "просто" текста и "просто" экзегезы. Мы всегда читаем текст через призму богословских установок. Смертный грех экзегета - не осознавать этого.

    Но продолжим. Жду твоих новых интересных текстов. Чтобы бросать им вызов, пока тебе хватит терпения. А тему причастия, мне кажется, мы уже достаточно обсудили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Слава, очень нужные и верные слова о действии Святого Духа в проповеди, освящении и причастии. Редко такое услышишь от баптиста – кальвиниста )). Смотри, осторожней, так и в чёрный список можешь попасть )). Пайпера уже называют баптидесятником.
      Некоторые замечательные братья рационалисты, так долго боролись сначала с мистикой, потом с харизмой, что теперь даже слово таинство применительно к причастию их настораживает. Мне – это напоминает борьбу атеистов со всем сверхъестественным. Да и вообще, в русских евангельских церквах встречается, что то, от комсомола, один брат мне сказал, что это комсомольцы научились у баптистов.
      Кальвин был явно зависим от Святого Духа, он молился об исполнении Духом Святым, будучи уже исполненным Им, он даже не делал конспектов для проповедей ( я не против конспектов) и конечно ни читал свои проповеди слово в слово ( пагубная практика если проповедник не новичок), а поступал он так, в надежде на то, что Святой Дух даст ему, то что надо говорить. Конечно, он серьёзно готовился к своим проповедям, но выходил к кафедре только с Библией. Его проповеди отличались действием силы Святого Духа. Слава помнишь ты мне сказал на конференции по поводу одной проповеди : « очень правильная информация, но силы нет», забыл, кто был тот проповедник?
      Ниже из замечательной книги Закери Эсвайна «Святая проповедь».
      «Но ясные и однозначные высказывания Сперджена о действии Духа в проповеди почти совсем не слышны в устах его реформатских и евангельских преемников. Очень трудно представить себе современных последователей Сперджена, взывающих с кафедры, как он:
      «Господь да ответит нам нисшествием пламени, и да сойдет это пламя на всех служителей и на всех собравшихся! Мы молим об истинном пламени Пятидесятницы... мы нуждаемся в нем; без него служение наше тщетно».
      И ещё из книги Сперджена:

      Роберт Холл:
      "… самые известные и выдающиеся проповедники Слова Божия в разных общинах, как Бренер, Бакстер и Щварц, привлекали к себе людей именно своей зависимостью от помощи Духа Святого; и, с другой стороны, никакого успеха не имели те проповедники, которые пренебрегали или отрицали эту доктрину. Их самонадеянность привела к полному краху всех их усилий».

      Удалить
    2. "Смотри, осторожней, так и в чёрный список можешь попасть" - я реально этого боюсь, и реально этого не хочу.

      Удалить
  3. Заключительный ответ Алексея:

    Хорошо, Слава! Надеюсь, наши разногласия (на фоне общей системы христианского богословия действительно небольшие) не помешают нам оставаться друзьями и в реале, и в виртуале.

    Я, конечно, сознаю субъективность собственного мышления -- сознаю ее настолько, насколько мне это позволяет делать сама моя субъективность :-) Однако я считаю правильным стремиться к "чистой экзегезе". То есть, сознавая свою субъективность, стремиться к объективности. А проверять себя евангельской традицией -- это необходимо. Только я стараюсь проверять сначала свою экзегезу: какие экзегетические аргументы приводили те или иные авторы в пользу своей позиции? Потом уже можно переходить на уровень систематизации. Если же эту экзегетическую ступеньку перескочить, то мы оказываемся заложниками всех накопленных с веками ошибок, различить которые мы не в силах -- ибо впитали их именно с традицией.

    ОтветитьУдалить