пятница, 23 мая 2014 г.

Ответ Кальвина кардиналу Садолето. Моя реакция


Историческая ситуация такова.
1539 год.
В Женеве уже пару лет идет Реформация. Горожане не ожидали, что реформы настолько затронут их жизнь, поэтому отправили главного реформатора Женевы в «отпуск», который Кальвин решил провести в Страсбурге.

Пока Кальвин был в ссылке, приверженцы папы римского решили воспользоваться ситуацией и вернуть город себе. Кардинал Садолето пишет письмо жителям Женевы, убеждая их отказаться от Реформации и опять принять власть папы.

Правители города в панике, потому что не знают, что ответить. А город хочет знать, как правильно реагировать на это письмо. Способных написать достойный ответ нет.

Вдруг:
- Семен Семеныч! Решение под самым носом: давайте Кальвина попросим написать ответ!
- Которого Кальвина?
- Ну того, которого мы в «отпуск» 2 года назад отправили.
- Придется долго уговаривать.
- Ну а куда мы денемся с подводной лодки? Начинайте уговаривать.

В итоге Кальвин пишет ответ кардиналу Садолето. И возвращается в Женеву, конечно.

Садолето, хотя и солидный ученый-филолог, использует довольно простенькую аргументацию, которую можно свести к трем пунктам.
1. Кальвин и Фарель затеяли Реформацию ради денег и власти.
2. Реформаторы раскалывают церковь и лишили ее мира.
3. Их учение об оправдании верой ведет к аморальной жизни.

Кальвин без труда на все это отвечает.

Деньги и власть
Во-первых, какие деньги и какая власть? До того, как они затеяли Реформацию, Кальвин и Фарель комфортно чувствовали себя в академической среде и легко могли бы построить карьеру, приносившую им неплохой доход. Вместо этого они ввязались в реформирование Женевы, отказавшись от спокойной жизни ученых. 

И первые же реформы, которые они провели заключались в том, чтобы лишить церковь власти и служителей церкви сверхдохода. Другими словами, они отделили светскую власть от церковной власти и сильно ограничили возможности последней, передав их городу. 

Они назначили весьма скромную зарплату пасторам и учителям церкви (т.е. себе), а остальные церковные доходы были направлены на помощь бедным, беженцам и другие общественные проекты. А Кальвин умудрялся свою и без того маленькую зарплату раздавать нуждающимся, так что магистрат иногда выдавал ему вознаграждение в натуральной форме: едой и вином.

Кроме того, церковные финансы были поставлены не только под широкий церковный контроль, но и под контроль светской власти.

Первое обвинение Садолето оказывается ложью и клеветой.

Мораль. Давайте перестанем называть Кальвина «диктатором Женевы». Он ввел демократическое правление в Женеве, избавив город от подлинной тирании папской церкви. А требование соблюдать единые для всех законы – это не диктатура, а основа демократического общества.

Раскол и  нарушение мира
Во-вторых, «реформаторы раскалывают церковь и лишили ее мира». Это обвинение, конечно, связано с пониманием того, что такое церковь. Садолето, очевидно, подразумевает под церковью вполне определенную организацию и людей, которые управляют этой организацией. Во главе – понтифик, на следующих уровнях епископы и разного рода прелаты. Они и есть церковь. При чем они есть церковь в силу занимания своих священнических должностей. Кто не встроен в вертикаль власти обязан молча подчиняться этой структуре.

На что Кальвин ожидаемо отвечает: эта организация не есть церковь. Церковь – это верующие люди объединенные учением и Духом Христа. Если присмотреться к организации, возглавляемой понтификом, то она совершенно не похожа не только на новозаветную церковь, но и на церковь первых веков, церковь Иоанна Златоуста и Августина, Киприана и Василия Великого. И Кальвин перечисляет добрый десяток явлений, которые отличают римскую организацию от древней церкви:
-      - проповедовать священники вообще не имеют, рассказывают басни, которые не каждая пенсионерка придумает; хорошо хоть в последнее время начали учить у реформаторов и подражать их проповедям;
-      - ввели исповедь, но для этого нет основания в Писании;
-      - молитвы святым – это чистое идолопоклонство; и нечего ссылаться на раннюю церковь: там умерших просто вспоминали из любви к ним и все;
-       - чистилище;
-       - месса – отмена жертвы Христа;
-       - епископы – грабители и разрушители церкви;
-       - причастие под одним видом;
-       - поклонение образам;
-       - дополнительные таинства;
-       - индульгенции.

Вывод понятный: разве мы, кто противостоит порокам, объявляем войну церкви? Разве мы не помогаем церкви в ее крайней нужде?

И отдельно стоит отметить как Кальвин отвечает на обвинение в том, что реформаторы разрушили мир в церкви.

Разве был мир до того, как пришла Реформация? Ничего подобного. С одной стороны, обычные люди молчали, потому что они были приучены бездействовать, привыкли к духовной апатии и лени. Такое молчание никак нельзя назвать миром. Как говорит Кальвин: "Было тихо, потому что Христос молчал". А с другой стороны, профессиональные богословы постоянно и безобразно конфликтовали друг с другом. Где вы видели в мир?

Мораль. Вот давайте не будет сокрушаться по поводу активной позиции некоторых христиан. Давайте прекратим бездумно призывать к миру и любви, не пытаясь понять, кто прав и кто виноват, есть ли основания поднимать шум по какому-то богословскому вопросу или нет. Замалчивание и замазывание серьезных проблем не имеет смысла. Но при этом нельзя переходить на личности. И Кальвин нам в этом тоже пример: не раз в своем письме он говорит, что с легкостью мог бы вывалять Садолето в дегте, даже ничего не выдумывая, а просто приводя факты – но отказывается это делать и говорит только о богословской стороне дела.


Учение об оправдании аморально
В-третьих, «учение об оправдании верой ведет к аморальной жизни». На это Кальвин отвечает двояко. С одной стороны: «Кто бы говорил!» Если нужен пример аморальной жизни, то проще всего его найти среди функционеров той организации, которая учит спасению делами, т.е. среди римского священства. «Между пиратами и разбойниками больше справедливости и порядка, больше уважения к закону, нежели во всей вашей партии».

С другой стороны, оправдание подразумевает дар Святого Духа и постепенное восстановление образа Божьего в верующем. Для оголтелой аморальности места нет. Поэтому хватит обвинять учение об оправдании в том, в чем оно не виновато.

Обойдемся здесь без морали. Вместо этого в заключение еще раз ответ Кальвина на тот довод, что преимущество римской организации в том, что она долго существует:

«Ибо на волоске висит безопасность того человека, оправдание которого сводится лишь к тому, что он постоянно оставался верным религии, которая была передана ему праотцами. Ведь в таком случае и иудеи, и мусульмане, и сарацины, смогли бы избежать Божьего суда».

P.S. Ну а вообще, читайте сами. Там еще много чего интересного. Кстати, перевод на русский язык просто отличный. (текст письма здесь http://goo.gl/exCE24)


Комментариев нет:

Отправить комментарий