Интересно, что вопрос о методе толкования первой главы Бытия
возник в церкви с первых веков, когда еще не было теории эволюции, не было
представления о «старой» земле», а следовательно, не было необходимости
приводить в согласие рассказ о творении с научными данными. Из этого я делаю
вывод, что сам текст заставил, например, Августина предложить небуквальное
толкование 6 дням. Не думаю, что какие-то философски предпосылки вынудили его
это сделать. Чего не скажешь об Оригене, который учил, что материя – вечная.
Ориген явно находился под сильнейшим влиянием космогонии греческой философии.
Не просто солидные, а великие богословы – Августин, Ансельм
– понимали 6 дней небуквально, хотя нельзя забывать, что подавляющее
большинство отцов церкви и реформаторов все-таки понимали день как
астрономические сутки.
С появлением теории эволюции вновь возникла необходимость
согласования научных представлений с первой главой Бытия. Помимо предложенного
Августином толкования, появились следующие варианты: Бытие – просто миф;
гипотеза повторного творения; дни как периоды.
Итак, есть по крайней мере 5 подходов к толкованию рассказа
о творении (теорию эманации я не могу серьезно рассматривать). Какой из них
наиболее состоятелен? Какой из них ближе к замыслу Моисея? Какой лучше
согласуется с реформатским богословием в целом?
И вот еще о чем я подумал. Есть два фронта разногласий,
который надо четко различать. Первая линия фронта: творение из ничего или
вечное творение (или вечная материя). Вторая линия фронта: буквальные или
метафорические дни. С моей точки зрения, первая дилемма намного важнее второй.
Если мы согласны с тезисом creatio
ex nihilo, то разногласия по второму вопросу не должны мешать нам
подавать руку друг другу. Иначе получается, что мы пренебрегаем единством по
фундаментальному вопросу о том, является ли Бог Творцом, и готовы предавать
друг друга анафеме по вопросу второстепенному. (Заметьте, под второстепенным
вопросом я имею в виду конкретно вопрос о буквальности 6 дней.)
Есть ли смысл разделять творение на три вида: первичное (ex nihilo), последующее (из
существующего материала), провидение? С систематической точки зрения подобная
классификация, конечно, нужна. С другой стороны, мне кажется, надо следить за
тем, чтобы творение всегда оставалось необъяснимым творческим актом Бога.
Признаться честно, я имею в виду одну мысль, которую я подсмотрел у Торранса.
Он говорит, что Бог создал законы природы, но как Он это сделал мы
принципиально понять и объяснить не можем. Ведь мы можем объяснить только
действие самих законов, а как они могли возникнуть, когда еще никаких законов
природы не было – человек знать не может никогда. Поэтому когда мы вводим
понятие «творения из уже существующего материала», я боюсь, чтобы вслед за этим
мы не предприняли попытку «объяснить» этот тип творения. Творение познается
верой! (Евр. 11:3) Творение – творческое чудо Бога! Физики отдыхают.
И кратко о терминологии. В русском языке графически сложно
провести различие между словами «временной» и «временнОй». Как насчет того,
чтобы во втором случае использовать слово «темпоральный»?
ага, интересная тема.
ОтветитьУдалитьсогласен, что вопрос творения "из ничего" -- один из основополагающих. что мне бросилось в глаза, так это то что сама идея возникла в межзаветный период в апокрифической литературе. интересно, что думали раввины старого завета на эту тему? получается, что это, как понятие троицы -- нигде в каноне не фигурирует толком, а крайне важно для понимания вещей))
нет, идея, скорее всего, присутствует, уже у Моисея. В межзаветном периоде просто проскользнуло выражение. Отцы церкви его подхватили как удобный мем. Не надо путать идею и ее терминологическое описание. То же самое насчет Троицы: слово возникло попозже, но идея возникла во время 40дневного явления воскресшего Христа.
ОтветитьУдалитьпро Троицу я тут спорить не буду. это в другой теме =)
ОтветитьУдалитьно вот вы мне скажите, какое же тогда было выражение этой самой идеи ДО, так сказать, упомянутого вами проскользновения?
да и еще. мне кажется, что главным эпик фейлом последнего посидения -- это так и оставшаяся невыясненной тайна сущности смерти. понятие не раскрыто =( а без этого как-то совсем затирается идейная прелесть, самой по себе, годной баптистской теории о том, что творение -- таки, лишь, прелюдия и инструмент для осуществления Искупления. ну, и всякое такое.
и, самое главное! я согласен с общественностью, что Луис, как и многие квалифицированные специалисты не даром не обошел вниманием разные там теории про духовный мир. сказки-то они, конечно себе и пусть будут сказки. но без их присутствия теряется шарм и стройность всяких таких толстых книжек =)
1. Думаю, Быт. 1:1 дает достаточно оснований, чтобы развить идею ex nihilo
Удалить2. Сущность смерти не раскрыта потому, что нам не хватило ума и знаний сделать. Это раз. А два то, что мы сохранили традиционное понимание: смерть - результат грехопадения, наказание за грех.
3. Это эмоции. Проблема в другом: о творении ангелов информации в Библии практически нет.
Оригинальное толкование Бытие 1 предложил Джон Уолтон.
ОтветитьУдалитьМое резюме его подхода можно прочитать здесь: http://alex-pro-1.livejournal.com/374068.html?view=5857332#t5857332
Хотелось бы узнать, что Вы думаете об этом?
Джону Уолтону виднее. Я всегда боюсь утверждений: "церковь 2000 лет не понимала, а потом родился Уолтон". Можно сказать то же самое, но как-то мягче.
УдалитьЛично мне комментарии человека под ником jacobandrea близки и понятны. Идея полемического богословия в Быт. 1 не нова и вполне ортодоксальна. Моисей, познав Бога в искупительном деянии Бога (исход), в свете искупления стремился противодействовать древневосточной мифологии и теогонии.
Короче, одного, просто ответа нет. Поэтому Уолтон молодец, но, возможно, он допускает логическую ошибку, которую Дональд Карсон называет "сужение значения". Возможно, храмовые мотивы есть, но они не исчерпывают замысел Моисея.