Все прошло на удивление спокойно и плодотворно, хотя тема
могла бы повысить кровяное давление, а местами, наоборот отправить в глубокий
сон. Ни нервов, ни зевоты. Только напряженный мозговой штурм.
По существу (с моей субъективной колокольни).
Богословский метод
Беркхоф – король логики и стройности системы. Начинает свое
систематическое богословие с учения о Боге. Этому не возразишь. Учение о Боге
разбивает на две части: бытие Бога (существование, качества, Троица) и дела
Бога. В свою очередь, действиям должно предшествовать решение о действиях,
план, замысел. Поэтому прежде чем рассматривать сами дела Бога, Беркхоф
рассматривает извечные решения Бога. Бытие – решения – дела. С точки зрения
логики, порядок безупречный.
Кроме того, такой порядок – отличительная, уникальная черта
реформатского богословия. Другие богословские традиции или вовсе не придают
значения извечным решениям, или, как лютеране, рассматривают вечный замысел
Бога в рамках сотериологии, а не учения о Боге, то есть ограничиваются
рассмотрением более узкого понятия избрания к спасению. Значит, дело не только
в логике. Такой порядок тем принципиально важен для реформатского
систематического богословия. Беркхоф прямолинейно заявляет: «Это единственно правильный богословский подход».
Видимо, учение об извечных решениях является одним из системообразующих, то
есть определяющих, как будут излагаться другие учения.
Тревожный звоночек звенел уже раньше: у Кальвина в
«Наставлениях» – не так. Кальвин рассматривает учение о предопределении в конце
третьей книги в рамках сотериологии.
Кроме того, едва ли можно утверждать, что извечные решения
стоят в самом центре Писания. Если вспомнить, что такое Писание – свидетельство
пророков и апостолов об искупительных деяниях Бога, – то ясно, что центром
откровения является искупительная история в истории израильского народа и в
жизни Иисуса Христа. В свое время это понял Герхард Вос и создал в начале 20-го века новую дисциплину под
названием «библейское богословие». Некоторые современные реформатские богословы
(Хортон, Гэмбл) пытаются спаять воедино систематическое и библейское
богословие.
Короче. Метод Беркхофа обладает большой дидактической
ценностью. Если необходимо дать студенту семинарии первоначальное представление
о ключевых богословских идеях, то Беркхоф подходит идеально. Поэтому все
попытки заменить его «устаревшую» систематику до сих пор не увенчались успехом.
НО. Беркхофа необходимо дополнить – не заменить, а добавить к нему! – более
исторически ориентированными учебниками по догматике.
Систематическое и библейское богословие – как два берега
одной реки. Слить их в одну линию невозможно. Да и не нужно.
Библейское основание
Кстати, здесь нас (по крайней мере, меня) ждал приятный
сюрприз. Беркхоф не только показал логическую необходимость учения об извечных
решениях, но и предоставил интересную серию библейских отрывков, где
разграничиваются планы Бога и их воплощение. Рекомендую просмотреть их: Ис.
14:24-26; 46:11; Иер. 23:18; 4:28. Не говоря уже о классических Еф. 1:11; Деян.
2:23; 4:28; Мтф. 11:25-27. Даже если профильтровать их через контекст,
историческую ситуацию и литературный анализ – на выходе все равно останется
четкая мысль библейского текста: Бог заранее принял определенные решения и
воплощает их в жизнь.
(На вопрос: «А может быть, Бог запланировал только эти
конкретные события, а не все?», можно формально ткнуть в слово «все» в Еф.
1:11, а можно еще закатить глаза, всплеснуть руками и спросить: «Ну как вы себе
это представляете? Бог запланировал только некоторые события, а остальные
пустил на самотек?» Оба ответа по-моему хороши и убедительны.)
Природа (характеристики) извечных решений
Если вам еще не надоело, то я продолжу.
Беркхоф говорит о «природе» и «характеристиках» извечных
решений как о чем-то разном. Сначала четыре пункта «природы», потому семь
пунктов «характеристик». Мы не поняли основания этой классификации, более того
заметили схожесть, повторение идей из раздела «природа» в разделе
«характеристики». Мы согласились, что видимо это еще один дидактический прием:
поскольку концепции сложные для восприятия, то Беркхоф об одном и том же
написал два раза, используя различную (но сводимую друг к другу) терминологию.
Одиннадцать пунктов я упаковал в четыре.
1. Извечное решение одно. Почему же мы тогда говорим
о нескольких извечных решениях? Это случай аккомодации (еще один важнейший
принцип реформатского богословия). Бог снисходит к нам и говорит с нами на
понятном нам языке. Значит, Он позволяет нам говорить о Нем на понятном нам
языке. На уровне языка мы неизбежно «раскладываем» Бога на пространство и
время. Мы убедились в субботу, что у нас даже слов нет, чтобы говорить о
вневременности Бога. По этому же принципу мы разбиваем оно извечное решение на
Бога несколько – иначе мы можем только молчать. При этом в качестве
грамматического правила богословского языка надо принять следующее: извечные
решения Бога находятся в логической (т.е. причинно-следственной), а не
хронологической связи. Не нравится? См. Начало абзаца.
2. Извечное решение проистекает из необходимого знания
Бога и является основанием возможного знания (scientia libera, visionis). Другими
словами, Бог знает все варианты всех миров и событий (необходимое знание). Из
них Он свободно выбирает один вариант развития событий, т.е. принимает извечное
решение. В результате Бог знает, что фактически произойдет (возможное знание).
Таким образом извечное решение Бога является основанием для Его возможного
знания. («Возможное» - т.к. зависит от свободного решения Бога; могло быть
другим.)
3. У извечного решения три объекта: дела самого Бога
(напр., творение), действия людей, грех. Хорошая классификация. Но Беркхоф
добавляет еще (с моей точки зрения, гениальный) штрих: объектом извечного
решения не является бытие Бога, т.е. Бог не принимал решения быть или не быть
Троицей. Бог есть Троица вечно и необходимо, а не в результате решения. (Как
настаивает Пол Хелм в противовес Брюсу Маккормаку, у такого решения просто не
могло быть субъекта!)
4. Извечное решение действовать не есть само действие.
Например, крайние кальвинисты верят, что избранные оправданы в вечности. Это
серьезное заблуждение. Бог избрал кого-то оправдать, но оправдание происходит в
тот момент, когда человек соединяется верой со Христом. Тем самым сохраняется
реальность пространства и времени! Замысел Бог вечен, но его реализация
происходит во времени и в пространстве. Значит, мы существуем отдельно от Бога,
мы не часть Бога, не его мысли (как полагал Джонатан Эдвардс). Отрицание этого
принципа может привести крайних кальвинистов – а Эдвардса привело – к
панентеизму.
Все, даже я устал. Думаю, вы устали уже давно. Придется
разбить отчет на две части. В следующей серии: возражения против учения об
извечном решении и супра-инфра спор.
Лично я против перевода терминов scientia libera и visionis как знания необходимого и знания возможного. Интуитивно мне хочется употребить для обозначения знания всех вариантов слово "возможное", вероятное, а для знания выбранного варианта -- "необходимое". Но мы переводим наоборот. К тому же, было бы неплохо хоть как-нибудь сопоставить перевод этих терминов на русский язык со значением латинских слов. Прошу участников высказаться на сей счет.
ОтветитьУдалитьЯ согласен с этим замечанием. С радостью рассмотрю альтернативные предложения.
ОтветитьУдалить