понедельник, 14 января 2013 г.

Главы 9 и 10. Извечные решения. Резюме. Часть 1.



Все прошло на удивление спокойно и плодотворно, хотя тема могла бы повысить кровяное давление, а местами, наоборот отправить в глубокий сон. Ни нервов, ни зевоты. Только напряженный мозговой штурм.

По существу (с моей субъективной колокольни).

Богословский метод
Беркхоф – король логики и стройности системы. Начинает свое систематическое богословие с учения о Боге. Этому не возразишь. Учение о Боге разбивает на две части: бытие Бога (существование, качества, Троица) и дела Бога. В свою очередь, действиям должно предшествовать решение о действиях, план, замысел. Поэтому прежде чем рассматривать сами дела Бога, Беркхоф рассматривает извечные решения Бога. Бытие – решения – дела. С точки зрения логики, порядок безупречный.

Кроме того, такой порядок – отличительная, уникальная черта реформатского богословия. Другие богословские традиции или вовсе не придают значения извечным решениям, или, как лютеране, рассматривают вечный замысел Бога в рамках сотериологии, а не учения о Боге, то есть ограничиваются рассмотрением более узкого понятия избрания к спасению. Значит, дело не только в логике. Такой порядок тем принципиально важен для реформатского систематического богословия. Беркхоф прямолинейно заявляет: «Это единственно правильный богословский подход». Видимо, учение об извечных решениях является одним из системообразующих, то есть определяющих, как будут излагаться другие учения.

Тревожный звоночек звенел уже раньше: у Кальвина в «Наставлениях» – не так. Кальвин рассматривает учение о предопределении в конце третьей книги в рамках сотериологии.

Кроме того, едва ли можно утверждать, что извечные решения стоят в самом центре Писания. Если вспомнить, что такое Писание – свидетельство пророков и апостолов об искупительных деяниях Бога, – то ясно, что центром откровения является искупительная история в истории израильского народа и в жизни Иисуса Христа. В свое время это понял Герхард Вос и создал  в начале 20-го века новую дисциплину под названием «библейское богословие». Некоторые современные реформатские богословы (Хортон, Гэмбл) пытаются спаять воедино систематическое и библейское богословие.

Короче. Метод Беркхофа обладает большой дидактической ценностью. Если необходимо дать студенту семинарии первоначальное представление о ключевых богословских идеях, то Беркхоф подходит идеально. Поэтому все попытки заменить его «устаревшую» систематику до сих пор не увенчались успехом. НО. Беркхофа необходимо дополнить – не заменить, а добавить к нему! – более исторически ориентированными учебниками по догматике.

Систематическое и библейское богословие – как два берега одной реки. Слить их в одну линию невозможно. Да и не нужно.

Библейское основание
Кстати, здесь нас (по крайней мере, меня) ждал приятный сюрприз. Беркхоф не только показал логическую необходимость учения об извечных решениях, но и предоставил интересную серию библейских отрывков, где разграничиваются планы Бога и их воплощение. Рекомендую просмотреть их: Ис. 14:24-26; 46:11; Иер. 23:18; 4:28. Не говоря уже о классических Еф. 1:11; Деян. 2:23; 4:28; Мтф. 11:25-27. Даже если профильтровать их через контекст, историческую ситуацию и литературный анализ – на выходе все равно останется четкая мысль библейского текста: Бог заранее принял определенные решения и воплощает их в жизнь.

(На вопрос: «А может быть, Бог запланировал только эти конкретные события, а не все?», можно формально ткнуть в слово «все» в Еф. 1:11, а можно еще закатить глаза, всплеснуть руками и спросить: «Ну как вы себе это представляете? Бог запланировал только некоторые события, а остальные пустил на самотек?» Оба ответа по-моему хороши и убедительны.)

Природа (характеристики) извечных решений
Если вам еще не надоело, то я продолжу.

Беркхоф говорит о «природе» и «характеристиках» извечных решений как о чем-то разном. Сначала четыре пункта «природы», потому семь пунктов «характеристик». Мы не поняли основания этой классификации, более того заметили схожесть, повторение идей из раздела «природа» в разделе «характеристики». Мы согласились, что видимо это еще один дидактический прием: поскольку концепции сложные для восприятия, то Беркхоф об одном и том же написал два раза, используя различную (но сводимую друг к другу) терминологию. Одиннадцать пунктов я упаковал в четыре.

1. Извечное решение одно. Почему же мы тогда говорим о нескольких извечных решениях? Это случай аккомодации (еще один важнейший принцип реформатского богословия). Бог снисходит к нам и говорит с нами на понятном нам языке. Значит, Он позволяет нам говорить о Нем на понятном нам языке. На уровне языка мы неизбежно «раскладываем» Бога на пространство и время. Мы убедились в субботу, что у нас даже слов нет, чтобы говорить о вневременности Бога. По этому же принципу мы разбиваем оно извечное решение на Бога несколько – иначе мы можем только молчать. При этом в качестве грамматического правила богословского языка надо принять следующее: извечные решения Бога находятся в логической (т.е. причинно-следственной), а не хронологической связи. Не нравится? См. Начало абзаца.

2. Извечное решение проистекает из необходимого знания Бога и является основанием возможного знания (scientia libera, visionis). Другими словами, Бог знает все варианты всех миров и событий (необходимое знание). Из них Он свободно выбирает один вариант развития событий, т.е. принимает извечное решение. В результате Бог знает, что фактически произойдет (возможное знание). Таким образом извечное решение Бога является основанием для Его возможного знания. («Возможное» - т.к. зависит от свободного решения Бога; могло быть другим.)

3. У извечного решения три объекта: дела самого Бога (напр., творение), действия людей, грех. Хорошая классификация. Но Беркхоф добавляет еще (с моей точки зрения, гениальный) штрих: объектом извечного решения не является бытие Бога, т.е. Бог не принимал решения быть или не быть Троицей. Бог есть Троица вечно и необходимо, а не в результате решения. (Как настаивает Пол Хелм в противовес Брюсу Маккормаку, у такого решения просто не могло быть субъекта!)

4. Извечное решение действовать не есть само действие. Например, крайние кальвинисты верят, что избранные оправданы в вечности. Это серьезное заблуждение. Бог избрал кого-то оправдать, но оправдание происходит в тот момент, когда человек соединяется верой со Христом. Тем самым сохраняется реальность пространства и времени! Замысел Бог вечен, но его реализация происходит во времени и в пространстве. Значит, мы существуем отдельно от Бога, мы не часть Бога, не его мысли (как полагал Джонатан Эдвардс). Отрицание этого принципа может привести крайних кальвинистов – а Эдвардса привело – к панентеизму.

Все, даже я устал. Думаю, вы устали уже давно. Придется разбить отчет на две части. В следующей серии: возражения против учения об извечном решении и супра-инфра спор.

2 комментария:

  1. Лично я против перевода терминов scientia libera и visionis как знания необходимого и знания возможного. Интуитивно мне хочется употребить для обозначения знания всех вариантов слово "возможное", вероятное, а для знания выбранного варианта -- "необходимое". Но мы переводим наоборот. К тому же, было бы неплохо хоть как-нибудь сопоставить перевод этих терминов на русский язык со значением латинских слов. Прошу участников высказаться на сей счет.

    ОтветитьУдалить
  2. Я согласен с этим замечанием. С радостью рассмотрю альтернативные предложения.

    ОтветитьУдалить