воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Главы 9 и 10. Реакция. Предопределение


Главы 9. Извечные решения Бога
Глава 10. Предопределение


1. Беркхоф и Кальвин о предопределении

Беркхоф выражает стандартное понимание учения о предопределении в реформатской традиции. Он не может изменить ни место этого учения в богословии, ни его внутреннюю структуру. Тем не менее вызывает сожаление тот факт, что Беркхоф не дает отчета ни себе, ни читателю, что отец реформатской традиции, Кальвин, принял иное решение о месте и структуре учения о предопределении.

Беркхоф, будучи последовательным реформатом, ставит учение об извечных решениях Бога во главу всего богословия, и это учение становится системообразующим. Тот факт, что оно формулируется и дается в самом начале богословской системы, оказывает влияние на то, как Беркхоф будет формулировать и объяснять все остальные учения.

Кальвин, в окончательном издании «Наставлений в христианской вере» (1559 г.), поступил иначе. Хорошо известно, что он поместил учение об избрании в самом конце третьей (!) книги. Этот факт говорит о многом, но богословы после Кальвина, включая Беркхофа, предпочли не замечать его.

Как показали исследования последних ста лет, у Кальвина нет одного системообразующего учения. Тем не менее, с моей точки зрения, можно выделить фундаментальные философско-богословские предпосылки, на которые Кальвин опирается в разных книгах «Наставлений». Например, в первой книге такими предпосылками являются определенные эпистемо-онтологические идеи о природе и познаваемости Бога. Во второй книге, возможно, такой идеей является роль Христа как Посредника искупления. Третью книгу связывает воедино (и это хорошо установленный факт) идея союза со Христом. Наконец, как я понимаю, для четвертой книги о церкви ключевой идеей является взаимосвязь между проповедью слова Божьего и таинствами.

В любом случае, ни извечные решения Бога, ни предопределение не стоят у Кальвина во главе угла. Хотя невозможно отрицать, что учение об избрании очень важно для Кальвина, и он приложил титанические усилия в течение своей жизни, чтобы защитить его от нападок других богословов и дать ему занять постоянное и достойное место в богословской системе.

Можно было бы сказать, что Кальвин, подобно Беркхофу, говорит о провидении Божьем уже в первой книге. Однако и здесь есть существенное различие. Кальвин рассматривает провидение как продолжение творения, как поддержание существования творения. Беркхоф же обсуждает творение после учения об извечных решениях Бога и о предопределении.

По существу учения о предопределении Кальвин и Беркхоф, конечно, сходятся: предопределение безусловно и всевластно, Бог и избирает ко спасению, и отвергает. Поэтому можно ориентироваться на текст Беркхофа как на верное изложение библейского учения о предопределении, но при этом следует помнить, что это учение занимает в его богословской системе чрезмерно важное место. Предлагаю открыть дискуссию по этой проблеме.


2. Инфра и супра

Беркхоф, конечно же, уделяет большое внимание различиям между супралапсарианством и инфралапсарианством. Значит, обсуждения этой проблемы не можем избежать и мы.

Я предлагаю разбить это обсуждение на два уровня, на два этапа. Во-первых, надо понять, что в этих позициях утверждается и в чем их принципиальное различие. Надо определить, почему они не сводимы одна к другой или почему их невозможно синтезировать. На этом же этапе, я предлагаю дать им оценку с точки зрения библейского текста: дает ли вообще Писание основания для подобных рассуждений.

Во-вторых, необходимо ответить на вопрос, в чем ценность данного спора. Следует ли его похоронить в прошлом как странную аберрацию в реформатской традиции, как некие издержки процесса становления реформатского богословия? Или данный спор выявляет некие важные библейские идеи, важные для реформатского богословия любой эпохи?


6 комментариев:

  1. Внимая неустанным мольбам ведущего, спешу законспектировать основные мысли, пришедшие мне в голову после сегодняшнего обсуждения.
    1. Впервые в своей жизни я узнала, что логика бывает и в отсутствии логики: оказывается нет ничего страшного в том, чтобы одновременно признавать реальность извечных решений Бога и наличие у человека возможности к рациональному самоопределению. Это нелогично, но правильно. Также нелогично, но правильно утверждать, что факт извечных решений не делает человека пассивным, а Бога -- виновником греха.
    2. Особенно четко пришло осознание того, что предузнание и свободная воля -- понятия несовместимые. Существует или одно, или другое. Если человек полностью свободен в своем волеизъявлении и ничем не детерминировал, всезнание Бога отменяется, потому что предсказать поведение хомо сапиенс невозможно.
    3. Неожиданно самые схоластичные из реформатских примочек приобрели практический оттенок. Я имею в виду супра-инфра споры. Оказалось, что главное определить статус человека в глазах Бога. Если человек для Бога не более чем средство явления Его славы, тогда супратеория имеет место быть. Если же Бог все-таки ценит человека как личность или по каким-то другим причинам, тогда надо признать, что инфратеория в большей мере отражает реальность. Судя по всему, супралапсарианизм в традиционном его понимании можно рассматривать как антипример, показывающий, что грешный человек даже всевластие Бога может сделать слишком всевластным.

    Если говорить не по существу, сегодняшнее общение принесло мне массу положительных эмоций. Всем спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Кто следующий?

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, согласен. Оценивать реформатское богословие посредством идей Эдвардса - не самый лучший подход. Гайслер-арминианин может не злорадствовать.

    ОтветитьУдалить
  5. Весьма занятным было узнать о том, что детерминизм Эдвардса, о котором не без упрека упоминает Н. Гайслер в своей ЭХА, не выражает в какой-либо степени традиционную реформатскую позицию, а напротив, объясним исключительно присущим ему панентеизмом.

    ОтветитьУдалить
  6. Как раз шел и думал,что надо немножко напрячься и написать все-таки свои впечатления, чтобы систематизировать весь тот несомненно полезный поток информации, который я сегодня переваривал.

    Начну с конца. Супра-инфра спор. Должен признаться, что всегда до сегодняшнего дня по умолчанию я верил в супра-. Как само собой разумеющимся было то, что единственным Божьим мотивом является Его слава и все средства хороши для ее достижения. То есть нет ничего предосудительного в том, чтобы использовать людей, как тоже средство для явления Божьей милости и справедливости. Конечно,назвать людей "расходным материалом" язык бы не повернулся, но все же... И вот тут проблема. Как увязать супратеорию с любовью Бога к человеку? Из чего тогда исходит Его благость? Вот беда:) Придется теперь над этим думать.

    Классным упражнением была попытка отвлечься от понятия времени, без чего сложно рассуждать об извечных решениях и чем угодно.

    В методологии и порядке изложения я так и не понял проблемы. Исторически непонятно, но дидактически мне очень нравится. Согласен с той мыслью, что нельзя найти системообразующего аспекта и это как круги Эйлера или как пазл. Думаю, есть здесь свобода христианская:)

    Да, еще как всегда было очень вкусно и в плане еды. Думаю, моя благодарность Ане и Беркхофу примерно на одном уровне.


    ОтветитьУдалить