Боюсь, мы обломаем зубы об эту тему. Но есть ли у нас выбор? Просто не
будем спешить с ответами – попробуем хотя бы задать правильные вопросы.
Несколько общих наблюдений по поводу того, что написал Беркхоф.
Во-первых,
исторический обзор учения о Троице, с которого он, как всегда, начинает,
вызывает недоумение своей структурой: учение до Реформации и после Реформации.
А чему учили реформаторы? Может, об этом говорится позже в главе? Нет.
Складывается ощущение, что Реформация ничего не сказала о Троице – но это,
конечно, не так. Никакого объяснения такому странному историческому обзору у
меня нет.
Во-вторых, главная
трудность учения о Троице – терминологическая, поэтому рассмотрение этого
учения никогда не обходится без тщательного уточнения значения греческих,
латинских, английских и русских слов. Нам было бы легче, если бы мы были
православными: нам была бы доступна и знакома традиция православного
тринитарного учения. Но мы не православные, поэтому некоторые слова, по крайней
мере у меня, вызывают изумление. Например, как вам выражение «изведение»
Святого Духа, которое дополняет понятие исхождения Духа? В переводе я пока
оставил два варианта: духновение и изведение. Оба термина не вызывают у меня
особого восторга.
Хотелось бы, чтобы в какой-то
момент мы уделили внимание обсуждению терминологии. Вот, кстати, мое
представление о связи между некоторыми терминами на разных языках:
Латинский
|
Греческий
|
Русский
|
Английский
|
substantia
|
хюпостасис
|
ипостась
|
hypostasis
|
subsistentia
|
Существование, реальность
|
еxistence, subsistence
|
|
essentia
|
усиа
|
сущность, бытие
|
essence, being
|
persona
|
просопон
|
лицо
|
person
|
Конечно, обсудим термины «онтологическая» и «домостроительная» Троица
тоже.
В-третьих, на
концептуальном уровне главная проблема состоит в том, чтобы провести различие
между Лицами Троицы, не нарушая единства Бога и не впадая в модализм. Другими
словами, проблема в следующем: если и Отец, и Сын, и Дух есть Бог во всей
полноте, тогда чем они могут вообще отличаться?! Беркхоф
рассматривает эту проблему в конце и решает – по-моему очень успешно – в
классическом ключе: Лица Троицы отличаются так называемыми «отношениями
происхождения», то есть Отец рождает Сына, Отец и Сын посылают Духа и т.д.
В-четвертых, что мы
имеем в виду, когда говорим «Личность» (Лицо, ипостась)? У Беркхофа почти в
самом начале есть раздел, посвященный личностной природе Бога. Заканчивает он
его интересным призывом: не называть Бога личностью, а говорить о личностной
природе Бога, так как Бог не одна Личность, а три. Возвращаюсь к первому
вопросу: что такое «Личность»?
В-пятых, мне очень
понравилось то, что Беркхоф базирует учение о Троице на истории откровения:
Библия никогда не
преподносит учение о Троице как некую абстрактную истину, но раскрывает
триединую жизнь Бога во всем многообразии ее отношений как живую реальность:
частично Писание говорит об этой жизни в связи с творением и провидением, но
главным образом в связи с искуплением. Иначе говоря, откровение о Троице на
самом фундаментальном уровне дается не в словах, а в фактах-событиях.
Так, и только так, можно объяснить различие между Ветхим и Новым
Заветом в отношении учения о Троице.
В-шестых,
новозаветное свидетельство о Троице Беркхоф рисует буквально двумя-тремя
широкими мазками, больше упирая на соответствие между действиями Яхве в Ветхом
Завете и действиями Сына и Духа в Новом, а также ссылаясь на те ситуации, когда
Лица Троицы изображены во взаимных отношениях (что исключает их
тождественность), например, молитву Сына к Отцу или исхождение Духа от Отца и
Сына. Ну что же: краткость – сестра таланта.
В-седьмых,
формулировка учения о Троице не отличается ни краткостью, ни ясностью. Беркхоф
делает шесть утверждений, которые должны, по идее, должны научить нас правильно
говорить о Троице. При этом он использует такие слова как «сущность», «бытие»,
«существование», «Лицо» - значение, которых совсем не так понятно, как хотелось
бы. В то же время, если научиться правильно использовать эти слова, то, видимо,
можно избежать неправильных (еретических) представлений о Троице.
И последнее: не спрашивайте меня, пожалуйста, о практическом значении
всех этих вопросов и проблем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий