воскресенье, 30 июня 2013 г.

Итоги Летней школы реформатского богословия


Думаю, надо подвести итоги прошедшей Летней школы реформатского богословия.

Я ставил перед собой две цели:
1    1. дать пасторам содержательный материал по реформатскому богословию и экзегетике в форме лекций;
      2. предоставить площадку для богословских дискуссий.

Если вспомнить, что дело происходит в Беларуси, а не в Украине или России, то обе цели  для нашей страны достаточно уникальны. Понятно, что умные профессора приезжали и раньше – но никто и никогда не учил с целью развития реформатского богословия. Понятно, что дискуссии иногда тоже ведутся – но в евангельском мире мне не приходилось участвовать в обсуждении теоретического богословия. Кроме того, дискуссии обычно достаточно формальны: все «правильные» ответы известны заранее и никто не задает критических вопросов.

Обе поставленные цели были достигнуты. Лекции прозвучали, дискуссии состоялись.

Можно критически отметить, что многое из сказанного на лекциях мы уже знали. Конечно! А как иначе! Мы не такие уже невежи – кое что знаем, и профессора – не еретики, чтобы говорить такое, что никто никогда не слышал. В то же время уровень лекций был все-таки академическим, а не популярным.

И новые вещи-то прозвучали. Например, я с удовольствием слушал об онтологическом актуализме Барта. Эта такая злобная тема, что даже мой научный руководитель по докторантуре не любит об этом со мной говорить. Поэтому я был рад, когда Джефф в первой лекции довольно подробно об этом рассказал. В этой же лекции он представил интересную точку зрения на христологию Бонхоффера, в свете которой книжка «Жизнь вместе» читается совсем иначе.

Я, возможно, не согласен с его иногда упрощенной экзегезой. Например, мне кажется нельзя строить на форме глагола «эн» (было) в фразе «Слово было Бог» (Ин. 1:1) теорию о том, что Слово не имело начала: как будто имперфект глагола «быть» говорит именно об онтологической безначальности второго Лица. Я также выразил ему свои сомнения по поводу того, что слово «освящение» в Евр. 2:11 указывает на работу Святого Духа – скорее, автор этого послания использует этого слово в том смысле, в котором Павел употребляет слово «оправдание». А, следовательно, его красивая схема доказательства божественности Сына через приписывание Ему действий Отца и Духа слегка буксует.

Но, с другой стороны, я был в экстазе от его последней лекции по Посланию Титу – оно оказывается построено вокруг учения о Троице. Это шикарно.

Что касается, лекций Гектора по первым главам Бытия, то, думаю, на территории Беларуси впервые прозвучало нефундаменталистское толкование рассказа о творении мира и человека. Это уже само по себе достижение. Его описание царственного и священнического статуса Адама тоже прозвучало вполне убедительно и, не знаю как для других, а для меня - свежо и ново.

Поэтому мое личное мнение: лекции прошли достаточно успешно.

Поскольку во время послеобеденных дискуссий никто не заснул, несмотря на довольно абстрактные темы, считаю, что они тоже прошли успешно. Важно было задать сложные вопросы, пытаться на них ответить, понять свои интеллектуальные ограничения и постараться услышать других. Разве этого не было? И даже если были какие-то провалы в дискуссии (нехватка знаний, передергивание фактов или недостаток взаимного уважения), то сам жанр – новый и интересный.

Что дальше?
В воздухе витала неосторожная фраза о начале реформатской семинарии. Хочу всех огорчить: ничего подобного я пока затевать не планирую. Если в следующие годы Школа будет проходить, то она будет проходить именно как летняя краткосрочная школа. Цели пока будут оставаться теми, которые я озвучил в начале.

Но я хотел бы со временем кое-что поменять – и чем быстрее, тем лучше. Я хочу, чтобы лекции читались на русском языке местными гигантами богословской мысли. Например, вовремя дискуссий не раз возникал вопрос о природе церкви и ее кафоличности. Мне кажется, это важная тема для нас сейчас, и  я подумываю над тем, чтобы в следующем году серию лекций по этой теме прочитал один небезызвестный пастор из Могилева.

Как-то так-то (с).

Буду рад, если кто-нибудь развернуто изложит свои впечатление и мысли тоже.

4 комментария:

  1. Я обоими руками и ногами за лекции о кафоличности от пастора из Могилева. Но надо понимать, что то, что он скажет будет намного жёстче (я не про тон, а про факты), чем то, что он сказал за круглым столом в отношении баптизма :) Поэтому всем баптистам лучше морально настроится.

    ОтветитьУдалить
  2. Все баптистам построиться и взять под козырек :)
    PS А можно ли где-то "с удовольствием послушать об онтологическом актуализме Барта" в записи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Через некоторое время в фейсбуке выложу ссылки на видео лекций. Пока идет монтаж изображения и звука.

      Удалить